Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 37 январь 1999
Возродится ли в России массовый туризм?

Экспедиция
Алтай: две горы

Читальный зал
Эти книги высылаем

Обзор новых книг

Авторская песня
В моих стихах внутри есть дверца

И всему лекарство - мой катамаран

Как стать известным

Вести из ГКФТ
Кому выгоден плохой закон?

Спортивный туризм-99

Доска почета

Люди и горы
Будет перевал Гранильщикова

Сюрпризы Западного Кавказа

Маресьев наших дней

Пути - дороги
Бегом по северным горам

Выходной на Таганае

Домашняя речка

Под шорох шин
Мое открытие Европы

Транспортировка груза на велосипеде

Из глубины
Уходящие в лабиринт

Вредные спелеосоветы

Экстремальная ситуация
Трагедия в Забайкалье

Последняя страница
Пир во время чумы

Космические снимки для туристов

Информация
Мы ценим наших авторов

Пресса сообщает

Частные объявления

Реклама

каталог : серьезно : законы :
Возродится ли в России массовый туризм?

Судя по официальной статистике, в Советском Союзе регулярно занимались в туристских секциях и клубах более 9 миллионов человек, ежегодно совершались сотни тысяч различных походов -- и "плановых" (с турбаз), и самодеятельных. турбаза Ильменская
Этот снимок, например, корреспондент Фотохроники ИТАР-ТАСС Б.Клипиницер сделал когда-то на Южном Урале, где работала турбаза "Ильменская". Одновременно она могла была принять 1400 (!) туристов, которые совершали пешеходные, велосипедные и водные маршруты; не были забыты и родители с детьми. Есть ли надежда на возрождение прежней массовости туризма? Что делается для этого в законодательном плане? Об этом рассказал гл. редактору "ВВ" председатель Комитета по туризму и спорту Госдумы РФ А.СОКОЛОВ.

-- Александр Сергеевич, прошло два года после принятия закона "Об основах туристской деятельности в РФ". Его, кстати, опубликовала и наша газета (в N 24). Теперь уже, наверно, можно судить, работает ли этот закон, способствует ли развитию туризма...

-- Время подтвердило, что закон такой нужен. Он определил место туристской отрасли и в экономике, и в общественной жизни. Другое дело, как это всё реализуется. К сожалению, правительство за последние годы не уделяло туризму должного внимания (может, тут сказалась частая смена правительств). Допустим, закон предусматривает принятие некоторых правительственных постановлений, которые позволяли бы развернуть туристскую деятельность в стране. А документов этих до сих пор нет.

-- Около года назад правительство приняло постановление об определении сил и средств для оказания помощи туристам, попавшим в беду (см. "ВВ" N 32). Этим документом МЧС России предписывалось за три месяца разработать и ввести в действие инструкцию о взаимодействии спасателей с туристами и турфирмами. Почти год прошел, а инструкции так и нет. Говорят, застряла где-то в Минюсте...

-- И это не единичный случай. У прежних членов правительства было отношение к туризму, как к "лёгкому жанру", который к тому же требует затрат, для которого постоянно надо что-то делать. Поэтому, скажем, когда готовили проект бюджета на следующий год, то туризм постоянно пытались в чем-то ущемить -- чиновники считали, что туристы это переживут. Вот год назад Министерство финансов вместе с налоговыми службами пыталось снять льготы по НДС на турпутёвки. Они тогда бы значительно подорожали, и многим людям стали бы не по карману. Но мы льготы отстояли. В этом году опять та же история. Уже новый министр налоговой службы Георгий Боос снова вносит старое предложение снять льготу по НДС. У нас было специальное заседание Комитета, на котором присутствовала зам. председателя правительства Валентина Матвиенко. Она в принципе согласилась с нашими доводами, и теперь мы надеемся, что правительство будет оказывать туризму больше внимания.

С помощью экономических расчётов мы доказали, что снятие льготы несёт не экономию средств бюджета, а наоборот -- поступления в него уменьшатся. Если человек не путешествует по стране, не останавливается в гостиницах, то туда не поступают средства, значит, меньше налогов идет в местный бюджет; туристы, как правило, ходят в музеи, галереи, покупают там сувениры -- не будет туристов, музеи останутся без средств. Аналогично и с транспортом. Это целая цепочка, целая отрасль. Причём одна из приоритетных в экономике. Так написано в законе о туристской деятельности в России.

Мы в прошлом году внесли в закон поправки, которые касались иностранных турфирм. Прежде всего, установили: в российских фирмах руководители должны быть гражданами России, как и гиды-переводчики. Незачем из-за рубежа привозить иностранцев, чтобы они здесь нам рассказывали, что такое Москва, Петербург, или водили туристов с рюкзаками по Кавказу. Разве наши соотечественники делают это хуже? Зачем же нам терять рабочие места? Еще мы ограничили долю иностранного капитала в уставном фонде турфирм 49-ю процентами. Надо создавать такие условия нашим фирмам, чтобы они быстрее встали на ноги. Освоили маршруты, создали инфраструктуру... Зачем отдавать всё иностранцам? Совет Федерации нас поддержал, но, к сожалению, президент наложил вето на эти поправки.

-- Я знаю, у вас в Комитете сейчас готовятся законопроекты, которые позволят заниматься туризмом многим людям, не имеющим больших доходов.

-- Правильно. Готовится большой пакет документов об отпускных чеках. Подобные чеки давно получили распространение в некоторых странах. Что это такое? Отпускной чек -- это финансовый документ, которым человек может рассчитаться с турфирмой за путевку, расплатиться за пребывание в гостинице или на турбазе, за посещение музеев, ж.-д. или авиабилеты и др. Предприятия и организации смогут покупать для своих сотрудников эти чеки на льготных условиях -- допустим, за счет части налогов или со скидкой (скажем, чек на 1000 р. будет продаваться за 500). А турфирмы и прочие учреждения, получившие оплату за свои услуги чеками, смогут получать на их сумму денежные средства через банк. Такая система выгодна и предприятиям, и отпускникам (меньше денег потребуется на отдых), и турбазам, гостиницам (у них повышается загрузка и, следовательно, прибыль). Однако ввести систему отпускных чеков непросто -- для ее "раскрутки" необходим денежный кредит, нужно решить много проблем на государственном уровне. Этим мы сейчас и занимаемся.

Кроме того, разработан проект закона "О социальном туризме". В конце прошлого года мы этот проект внесли в Госдуму, и сейчас он разослан во все субъекты федерации. Проект мы не считаем совершенным, но он даёт основные направления деятельности, основные понятия (например, под социальным туризмом в законе понимаются путешествия, субсидируемые из источников внебюджетного финансирования и из средств, выделяемых государством на социальные нужды; общественное движение участников социального туризма; профессиональная деятельность по формированию, продвижению и реализации социального туристского продукта).

Развитие социального туризма мы относим к социальной политике государства. Вообще туризм должен быть саморазвивающимся и доходным, но туризм социальный требует поддержки государства. Речь не идёт о выделении финансов из бюджета; необходимо создание льготных условий для тех категорий населения, которые сегодня мало обеспечены и не в состоянии путешествовать с помощью турфирм по их тарифам и ценам. Прежде всего речь идет о студентах, школьниках. Последние не могут сейчас путешествовать по стране целыми классами, как было когда-то, поскольку далеко не все родители в состоянии оплатить поездку. А ведь в советское время для учащихся были установлены льготы -- например, скидки на ж.-д. билеты. Вспомните, сколько студентов собиралось в лагерях отдыха в каникулы. Все было достаточно дёшево (питание, переезды...), поскольку многое финансировали профсоюзы. Это позволяло молодёжи узнавать свой край, родину, ее историю, культуру, природу... К тому же такая система создавала много рабочих мест. Сейчас же даже школьникам из глубинки московской области непросто выбраться в столичные музеи, не говоря уж о музеях других городов (например, побывать в Эрмитаже). Билеты на электричку достаточно дороги, кроме того, ребёнка ведь еще нужно покормить.

В законопроекте мы пытаемся определить, какие организации могут отнести свою деятельность к социальному туризму и получать некие льготы, каким параметрам должен отвечать социальный тур -- цена проживания не должна быть выше такой-то, суточное питание не должно превышать такой-то нормы (относительно минимальной зарплаты). Государство не должно бояться упомянутых льгот, поскольку они окупятся -- меньше средств нужно будет, например, тратить на борьбу с детской преступностью. Однако многие чиновники всё хотят сэкономить на копейках, а теряют рубли. Нужен государственный подход.

-- Кто еще, кроме молодежи, будет подпадать под действие закона о социальном туризме?

-- Самодеятельные туристы, инвалиды, люди с низкими доходами и остро нуждающиеся в санаторном лечении и, конечно, ветераны. Во всём мире львиную долю туристов составляют пенсионеры, особенно в межсезонье. Они с удовольствием отдыхают, получают массу впечатлений. Такое же должно быть и в нашей стране. Но для этого нужна поддержка государства.

Вот с 1 января этого года вступил в силу федеральный закон "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении". Согласно ему дети до 18 лет, имеющие путевки в санаторно-курортные учреждения и проживающие в семьях со среднедушевым доходом не выше прожиточного минимума, имеют раз в год право на 50-процентную скидку на проезд к месту лечения и обратно. Эта скидка распространяется и на одного родителя, сопровождающего ребенка. Финансирование расходов будет производиться за счет федерального бюджета.

Вернёмся к закону о социальном туризме. Вообще туризм отнесён к сфере деятельности субъектов федерации. То есть они имеют право дополнительно принимать свои законы, позволяющие развивать туризм на местах. И мы призываем всех глав местных администраций эту сферу развивать, не дожидаясь указаний из правительства. Чтобы, допустим, было выгодно поехать не на Канарские острова или в Турцию, а в Ленинградскую область или Приэльбрусье, потому что там достаточно льготные условия. Повторяю: все эти льготы окупаются -- туристы платят за гостиницу, совершают различные покупки, гостиницы и магазины с этих денег плятят налоги, т.е. приносят доход региону.

-- Даже если самодеятельные туристы поедут без путёвок, скажем, на Алтай, там они наймут машину, чтобы их подвезли к началу маршрута, отдадут деньги водителю, и этот водитель все равно деньги принесёт в магазин, который заплатит с них налоги.

-- Совершенно верно. Разработчики проекта закона о социальном туризме много чего в нем предусотрели полезного, но не всё, видимо, пройдет. В проекте, например, на социальный туризм предусмотрены определенные отчисления от деятельности турфирм, занимающихся въездным или выездным туризмом. Но согласятся ли с этим сами турфирмы?

-- Никакой поход немыслим без рюкзака, палатки, спального мешка и т.д. Еще года два назад, после принятия закона о туризме, я задавал Вам вопрос о льготах для производителей турснаряжения. Ныне обычная палатка стоит более 1500 р., спальник -- несколько сотен, ботинки -- 200--300... На всю семью это получатся совершенно немыслимая сумма. Туристам приходится покупать практически все нужное для похода, поскольку сеть проката рухнула.

-- Недавно в третьем чтении принят закон о физкультуре и спорте в России. В нем есть статья, в которой предусмотрены меры государственной поддержки отечественной промышленности спортивных товаров. Если закон будет принят и подписан президентом, то спортивные товары -- в том числе туристские -- должны подешеветь.

Кроме того, правительство сейчас принимает меры для подъема всей российской промышленности. Госдума уже приняла несколько законов о снижении налогового бремени с отечественных производителей. И еще будут, надеюсь, дополнительные льготы для промышленности спортивных товаров. Большинство их ничуть не хуже, чем импортные -- возьмите хотя бы китайские, которыми завалены магазины.

-- Когда же наступят "светлые времена"?

-- Что касается закона о социальном туризме, то его первое чтение планируется провести в феврале--марте. С законом о физкультуре и спорте гораздо проще. Он уже направлен на утверждение в Совет Федерации, а потом будет передан президенту.

Кстати, в рамках подготовки закона о социальном туризме в Госдуме состоялась специализированная выставка -- первая за последние годы. В ней приняло участие достаточно большое количество заинтересованных организаций, ГКФТ, Туристско-спортивный союз России, да и Ваша газета тоже. Это привлекло к этой сфере внимание депутатов, прессы, работников госорганов. Если откровенно говорить, социальный туризм находился до сих пор в тени. Сейчас появилась возможность более активно им заниматься.

-- Года полтора назад я выступал на заседании вашего Комитета с сообщением о нарушении прав туристов на свободу передвижения по собственной стране (скажем, мы писали в N 23 и 24, что за вьезд в Якутию требуют по 300 р. с человека). Ваш Комитет вроде бы решил начать подготовку специального закона...

-- Особый закон о свободе передвижения вряд ли будет приниматься. Мы на февраль запланировали практическую конферецию о перспективах развития туризма в России, сейчас мы вместе с ГКФТ направили во все регионы специальные вопросники. Упомянутая проблема там тоже отражена. Поэтому мы хотели бы сначала услышать в феврале информацию с мест, оценку ситуации, предложения, и потом выработать план работы законодателей и, конечно, правительства. Возможно, потребуется внести поправки в закон о туризме, обеспечивающие свободу передвижения туристов по стране.

Понять руководителей регионов можно -- им нужно заткнуть дыры в местном бюджете и они вводят различные поборы. Исходят из "лучших" соображений, но приносят своим регионам вред -- туристы начинают ездить в другие места, оставлять свои деньги там.

-- Последний вопрос. Находите ли вы в нашей газете какие-то полезные для вас материалы?

-- Безусловно. Те материалы, которые вы публикуете, я больше нигде не нахожу, да еще в таком многообразии. К тому же все они рассчитанны на рядового туриста. И главное -- есть интересная информация из регионов. Газета очень познавательная. В других много рекламы -- приезжайте, мол, к нам, у нас хорошо -- а у вас немало говорится именно о проблемах туризма. Это ваша заслуга.

в начало  Мнение президента ТССР И.Востокова о проекте закона "О социальном туризме"

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU