Возродится ли в России массовый туризм?
Судя по официальной статистике, в Советском Союзе регулярно занимались в
туристских секциях и клубах более 9 миллионов человек, ежегодно совершались
сотни тысяч различных походов -- и "плановых" (с турбаз), и самодеятельных.
Этот снимок, например, корреспондент Фотохроники ИТАР-ТАСС Б.Клипиницер
сделал когда-то на Южном Урале, где работала турбаза "Ильменская".
Одновременно она могла была принять 1400 (!) туристов, которые совершали
пешеходные, велосипедные и водные маршруты; не были забыты и родители с
детьми. Есть ли надежда на возрождение прежней массовости туризма? Что
делается для этого в законодательном плане? Об этом рассказал гл. редактору
"ВВ" председатель Комитета по туризму и спорту Госдумы РФ А.СОКОЛОВ.
-- Александр Сергеевич, прошло два года после принятия закона "Об основах
туристской деятельности в РФ". Его, кстати, опубликовала и наша газета (в
N 24). Теперь уже, наверно, можно судить, работает ли этот закон,
способствует ли развитию туризма...
-- Время подтвердило, что закон такой нужен. Он определил место туристской
отрасли и в экономике, и в общественной жизни. Другое дело, как это всё
реализуется. К сожалению, правительство за последние годы не уделяло
туризму должного внимания (может, тут сказалась частая смена правительств).
Допустим, закон предусматривает принятие некоторых правительственных
постановлений, которые позволяли бы развернуть туристскую деятельность в
стране. А документов этих до сих пор нет.
-- Около года назад правительство приняло постановление об определении сил
и средств для оказания помощи туристам, попавшим в беду (см. "ВВ" N 32).
Этим документом МЧС России предписывалось за три месяца разработать и
ввести в действие инструкцию о взаимодействии спасателей с туристами и
турфирмами. Почти год прошел, а инструкции так и нет. Говорят, застряла
где-то в Минюсте...
-- И это не единичный случай. У прежних членов правительства было отношение
к туризму, как к "лёгкому жанру", который к тому же требует затрат, для
которого постоянно надо что-то делать. Поэтому, скажем, когда готовили
проект бюджета на следующий год, то туризм постоянно пытались в чем-то
ущемить -- чиновники считали, что туристы это переживут. Вот год назад
Министерство финансов вместе с налоговыми службами пыталось снять льготы по
НДС на турпутёвки. Они тогда бы значительно подорожали, и многим людям
стали бы не по карману. Но мы льготы отстояли. В этом году опять та же
история. Уже новый министр налоговой службы Георгий Боос снова вносит
старое предложение снять льготу по НДС. У нас было специальное заседание
Комитета, на котором присутствовала зам. председателя правительства
Валентина Матвиенко. Она в принципе согласилась с нашими доводами, и теперь
мы надеемся, что правительство будет оказывать туризму больше внимания.
С помощью экономических расчётов мы доказали, что снятие льготы несёт не
экономию средств бюджета, а наоборот -- поступления в него уменьшатся. Если
человек не путешествует по стране, не останавливается в гостиницах, то туда
не поступают средства, значит, меньше налогов идет в местный бюджет;
туристы, как правило, ходят в музеи, галереи, покупают там сувениры -- не
будет туристов, музеи останутся без средств. Аналогично и с транспортом.
Это целая цепочка, целая отрасль. Причём одна из приоритетных в экономике.
Так написано в законе о туристской деятельности в России.
Мы в прошлом году внесли в закон поправки, которые касались
иностранных турфирм. Прежде всего, установили: в российских фирмах
руководители должны быть гражданами России, как и гиды-переводчики. Незачем
из-за рубежа привозить иностранцев, чтобы они здесь нам рассказывали, что
такое Москва, Петербург, или водили туристов с рюкзаками по Кавказу. Разве
наши соотечественники делают это хуже? Зачем же нам терять рабочие места?
Еще мы ограничили долю иностранного капитала в уставном фонде турфирм 49-ю
процентами. Надо создавать такие условия нашим фирмам, чтобы они быстрее
встали на ноги. Освоили маршруты, создали инфраструктуру... Зачем отдавать
всё иностранцам? Совет Федерации нас поддержал, но, к сожалению, президент
наложил вето на эти поправки.
-- Я знаю, у вас в Комитете сейчас готовятся законопроекты, которые
позволят заниматься туризмом многим людям, не имеющим больших доходов.
-- Правильно. Готовится большой пакет документов об отпускных чеках.
Подобные чеки давно получили распространение в некоторых странах. Что это
такое? Отпускной чек -- это финансовый документ, которым человек может
рассчитаться с турфирмой за путевку, расплатиться за пребывание в гостинице
или на турбазе, за посещение музеев, ж.-д. или авиабилеты и др. Предприятия
и организации смогут покупать для своих сотрудников эти чеки на льготных
условиях -- допустим, за счет части налогов или со скидкой (скажем, чек на
1000 р. будет продаваться за 500). А турфирмы и прочие учреждения,
получившие оплату за свои услуги чеками, смогут получать на их сумму
денежные средства через банк. Такая система выгодна и предприятиям, и
отпускникам (меньше денег потребуется на отдых), и турбазам, гостиницам (у
них повышается загрузка и, следовательно, прибыль). Однако ввести систему
отпускных чеков непросто -- для ее "раскрутки" необходим денежный кредит,
нужно решить много проблем на государственном уровне. Этим мы сейчас и
занимаемся.
Кроме того, разработан проект закона "О социальном туризме". В конце
прошлого года мы этот проект внесли в Госдуму, и сейчас он разослан во все
субъекты федерации. Проект мы не считаем совершенным, но он даёт
основные направления деятельности, основные понятия (например, под
социальным туризмом в законе понимаются путешествия, субсидируемые из
источников внебюджетного финансирования и из средств, выделяемых
государством на социальные нужды; общественное движение участников
социального туризма; профессиональная деятельность по формированию,
продвижению и реализации социального туристского продукта).
Развитие социального туризма мы относим к социальной политике государства.
Вообще туризм должен быть саморазвивающимся и доходным, но туризм
социальный требует поддержки государства. Речь не идёт о выделении финансов
из бюджета; необходимо создание льготных условий для тех категорий
населения, которые сегодня мало обеспечены и не в состоянии путешествовать
с помощью турфирм по их тарифам и ценам. Прежде всего речь идет о
студентах, школьниках. Последние не могут сейчас путешествовать по стране
целыми классами, как было когда-то, поскольку далеко не все родители в
состоянии оплатить поездку. А ведь в советское время
для учащихся были установлены льготы -- например, скидки на ж.-д.
билеты. Вспомните, сколько студентов собиралось в лагерях отдыха в
каникулы. Все было достаточно дёшево (питание, переезды...), поскольку
многое финансировали профсоюзы. Это позволяло молодёжи узнавать
свой край, родину, ее историю, культуру, природу... К тому же такая система
создавала много рабочих мест. Сейчас же даже школьникам из глубинки
московской области непросто выбраться в столичные музеи, не говоря уж о
музеях других городов (например, побывать в Эрмитаже). Билеты на электричку
достаточно дороги, кроме того, ребёнка ведь еще нужно покормить.
В законопроекте мы пытаемся определить, какие организации могут отнести
свою деятельность к социальному туризму и получать некие льготы,
каким параметрам должен отвечать социальный тур -- цена проживания не
должна быть выше такой-то, суточное питание не должно превышать такой-то
нормы (относительно минимальной зарплаты). Государство не должно бояться
упомянутых льгот, поскольку они окупятся -- меньше средств нужно будет,
например, тратить на борьбу с детской преступностью. Однако многие
чиновники всё хотят сэкономить на копейках, а теряют рубли. Нужен
государственный подход.
-- Кто еще, кроме молодежи, будет подпадать под действие
закона о социальном туризме?
-- Самодеятельные туристы, инвалиды, люди с низкими доходами и остро
нуждающиеся в санаторном лечении и, конечно, ветераны. Во всём мире львиную
долю туристов составляют пенсионеры, особенно в межсезонье. Они с
удовольствием отдыхают, получают массу впечатлений. Такое же должно быть и
в нашей стране. Но для этого нужна поддержка государства.
Вот с 1 января этого года вступил в силу федеральный закон "О льготах на
проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в
санаторно-курортном лечении". Согласно ему дети до 18 лет, имеющие путевки
в санаторно-курортные учреждения и проживающие в семьях со среднедушевым
доходом не выше прожиточного минимума, имеют раз в год право на
50-процентную скидку на проезд к месту лечения и обратно. Эта скидка
распространяется и на одного родителя, сопровождающего ребенка.
Финансирование расходов будет производиться за счет федерального бюджета.
Вернёмся к закону о социальном туризме. Вообще туризм отнесён к сфере
деятельности субъектов федерации. То есть они имеют право дополнительно
принимать свои законы, позволяющие развивать туризм на местах. И мы
призываем всех глав местных администраций эту сферу развивать, не дожидаясь
указаний из правительства. Чтобы, допустим, было выгодно поехать не на
Канарские острова или в Турцию, а в Ленинградскую область или Приэльбрусье,
потому что там достаточно льготные условия. Повторяю: все эти льготы
окупаются -- туристы платят за гостиницу, совершают различные покупки,
гостиницы и магазины с этих денег плятят налоги, т.е. приносят доход
региону.
-- Даже если самодеятельные туристы поедут без путёвок, скажем, на
Алтай, там они наймут машину, чтобы их подвезли к началу маршрута,
отдадут деньги водителю, и этот водитель все равно деньги принесёт в
магазин, который заплатит с них налоги.
-- Совершенно верно. Разработчики проекта закона о социальном туризме много
чего в нем предусотрели полезного, но не всё, видимо, пройдет.
В проекте, например, на социальный туризм предусмотрены определенные
отчисления от деятельности турфирм, занимающихся въездным или выездным
туризмом. Но согласятся ли с этим сами турфирмы?
-- Никакой поход немыслим без рюкзака, палатки, спального мешка и т.д. Еще
года два назад, после принятия закона о туризме, я задавал Вам вопрос о
льготах для производителей турснаряжения. Ныне обычная палатка стоит более
1500 р., спальник -- несколько сотен, ботинки -- 200--300... На всю семью
это получатся совершенно немыслимая сумма. Туристам приходится покупать
практически все нужное для похода, поскольку сеть проката рухнула.
-- Недавно в третьем чтении принят закон о физкультуре и спорте в России. В
нем есть статья, в которой предусмотрены меры государственной
поддержки отечественной промышленности спортивных товаров. Если закон
будет принят и подписан президентом, то спортивные товары -- в том числе
туристские -- должны подешеветь.
Кроме того, правительство сейчас принимает меры для подъема всей российской
промышленности. Госдума уже приняла несколько законов о снижении налогового
бремени с отечественных производителей. И еще будут, надеюсь,
дополнительные льготы для промышленности спортивных товаров. Большинство их
ничуть не хуже, чем импортные -- возьмите хотя бы китайские, которыми
завалены магазины.
-- Когда же наступят "светлые времена"?
-- Что касается закона о социальном туризме, то его первое чтение
планируется провести в феврале--марте. С законом о физкультуре и спорте
гораздо проще. Он уже направлен на утверждение в Совет Федерации, а потом
будет передан президенту.
Кстати, в рамках подготовки закона о социальном туризме в Госдуме
состоялась специализированная выставка -- первая за последние годы. В ней
приняло участие достаточно большое количество заинтересованных организаций,
ГКФТ, Туристско-спортивный союз России, да и Ваша газета тоже. Это
привлекло к этой сфере внимание депутатов, прессы, работников
госорганов. Если откровенно говорить, социальный туризм находился до сих
пор в тени. Сейчас появилась возможность более активно им заниматься.
-- Года полтора назад я выступал на заседании вашего Комитета с сообщением
о нарушении прав туристов на свободу передвижения по собственной стране
(скажем, мы писали в N 23 и 24, что за вьезд в Якутию требуют по 300 р. с
человека). Ваш Комитет вроде бы решил начать подготовку специального
закона...
-- Особый закон о свободе передвижения вряд ли будет приниматься. Мы на
февраль запланировали практическую конферецию о перспективах
развития туризма в России, сейчас мы вместе с ГКФТ направили во все
регионы специальные вопросники. Упомянутая проблема
там тоже отражена. Поэтому мы хотели бы сначала услышать в феврале
информацию с мест, оценку ситуации, предложения, и потом выработать план
работы законодателей и, конечно, правительства. Возможно, потребуется
внести поправки в закон о туризме, обеспечивающие свободу передвижения
туристов по стране.
Понять руководителей регионов можно -- им нужно заткнуть дыры в местном
бюджете и они вводят различные поборы. Исходят из "лучших" соображений, но
приносят своим регионам вред -- туристы начинают ездить в другие места,
оставлять свои деньги там.
-- Последний вопрос. Находите ли вы в нашей газете какие-то полезные для вас
материалы?
-- Безусловно. Те материалы, которые вы публикуете, я больше нигде не
нахожу, да еще в таком многообразии. К тому же все они рассчитанны на
рядового туриста. И главное -- есть интересная информация из регионов.
Газета очень познавательная. В других много рекламы -- приезжайте, мол, к
нам, у нас хорошо -- а у вас немало говорится именно о проблемах туризма.
Это ваша заслуга.
|