Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 37 январь 1999
Возродится ли в России массовый туризм?

Экспедиция
Алтай: две горы

Читальный зал
Эти книги высылаем

Обзор новых книг

Авторская песня
В моих стихах внутри есть дверца

И всему лекарство - мой катамаран

Как стать известным

Вести из ГКФТ
Кому выгоден плохой закон?

Спортивный туризм-99

Доска почета

Люди и горы
Будет перевал Гранильщикова

Сюрпризы Западного Кавказа

Маресьев наших дней

Пути - дороги
Бегом по северным горам

Выходной на Таганае

Домашняя речка

Под шорох шин
Мое открытие Европы

Транспортировка груза на велосипеде

Из глубины
Уходящие в лабиринт

Вредные спелеосоветы

Экстремальная ситуация
Трагедия в Забайкалье

Последняя страница
Пир во время чумы

Космические снимки для туристов

Информация
Мы ценим наших авторов

Пресса сообщает

Частные объявления

Реклама

каталог : серьезно : проблемы : точность карт :
Сюрпризы Западного Кавказа
Юрий Гранильщиков

Из "ВВ" узнал печальную новость -- умер Ю.Гранильщиков. До сих пор как-то не могу в это поверить. Мы с ним активно переписывались. У меня остался перед ним долг. Года два назад Юрий Владимирович переслал мне свою статью о Западном Кавказе с предложением переправить её в телеконференцию relkom.rec.tourism. К моему стыду, я до сих пор этого не сделал, так как материал надо было набрать... Сейчас электронный вариант почти готов, и через несколько дней просьбу Гранильщикова выполню. Но я подумал, а не переслать ли и в "ВВ" эту интересную статью?
В.КИСЕЛЁВ, Уфа.

Западный Кавказ, в силу своей доступности и природной привлекательности, продолжает оставаться местом довольно многочисленных по нынешним временам турпоходов. Здесь можно совершить и несложный поход с детьми, и "сделать пятёрку".

Первый раз мне удалось побывать на Западном Кавказе в 1949 году, а в 1965-м в составе экспедиции московского "Локомотива" я участвовал в спортивном исследовании этого региона. Каждый перевал -- первопрохождение. Мы снимали с перевалов и вершин записки довоенных альпинистов, по возвращении чертили схемы хребтов, так как карты были засекречены и, значит, недоступны. Единственный толковый путеводитель -- Б.Делоне "Вершины Западного Кавказа" (М., ФиС, 1938).

Тогда на всём Западном Кавказе было известно около 30 перевалов. Теперь же в известном перечне "Высокогорные перевалы" (Профиздат, М., 1990) на участке между Эльбрусом и Тебердой значится около 100 пройденных и классифицированных перевалов, а западнее Теберды -- и того больше. Ныне в распоряжении туристов есть и путеводители (хотя и немногочисленные, и не слишком точные), и целых четыре поколения картосхем: 1951, 1960, 1988 и 1991 годов. Эти схемы, особенно последняя, цветная, составленная Северо-Кавказским аэрогеодезическим предприятием, создают обманчивое представление простоты в ориентировании и доступности перевалов.

На самом деле это совсем не так, в чём мне пришлось убедиться во время двух походов, совершённых в 1994-м (от Эльбруса до Теберды, 12 ледников, 9 перевалов) и в 1996 году (три петли в районе Домбая, 10 ледников, 6 перевалов). Более того, вследствие природных изменений ландшафта (прежде всего продолжающегося отступления ледников) и исчезновения троп в альпийской зоне (из-за резкого сокращения числа туристских и альпинистских походов) преодоление подходов и перевалов, даже на хорошо известных маршрутах, стало походить на первопрохождение. А, как известно, первое прохождение требует повышенного внимания к окружающей ситуации и принятия на каждом отрезке пути своего тактического решения. Парадокс состоит в том, что тот, кто доверится прежним описаниям и даже самым последним картосхемам, рискует заблудиться и оказаться в непредвиденной ситуации. Дело в том, что авторы путеводителей и составители схем пользовались информацией и 60-х, и даже 50-х годов. Кроме того, на некоторые перевалы есть лишь единожды сделанные описания. В связи с сезонной (годовой) нестабильностью горной природы такие описания носят случайный, недостаточно достоверный характер. Иногда подтверждения этому обнаруживаются в самих текстах отчётов, когда, например, сообщается, что преодоление перевала совершалось при плохой видимости -- при периодически наплывающих облаках, тумане или снегопаде. Ошибиться при этом в своём местонахождении и, следовательно, в положении перевальной точки относительно других объектов ничего не стоит. Даже при неоднократном прохождении одного и того же перевала группы, обнаружившие ошибку, ограничиваются тем, что про себя (или в узком кругу по возвращении домой), высказывают нелестное мнение об авторах описания или схемы, и на том всё заканчивается. Информация об ошибке дальше не распространяется и достоянием иногородних туристов не становится.

Приведу несколько примеров для иллюстрации сказанного. Итак, что мы обнаружили на пути от Эльбруса до Теберды, двигаясь вдоль Главного Кавказского хребта?

Перевал Восточный Кичкинекол на карте Северо-Кавказского а/г предприятия 1991 года (1:100 000) и на туристской карте "Приэльбрусье" 1993 года (1:50 000), составленной москвичом В.Ляпиным ("ляпинские" схемы являются на сегодня наиболее точными), изображён севернее вершины Башня в верховьях маленького ледничка. Прошедшая перед нами группа, судя по их записке, в этом не сомневалась. Перевал севернее Башни на 100 м выше, и попасть на него можно по ошибке при плохой видимости, что, по-видимому, и произошло с авторами отчёта, которым мы пользовались. На самом деле перевал с таким названием находится в западном конце большой дуги ледника Улу-Озень, южнее этой вершины. Не удивительно, что описание пути через перевал не совпадало с местностью.

Пройдя перевал Инструкторский в западных истоках ледника Талычхан, мы двинулись вдоль гребня ГКХ к перевалу Наука. Внизу был хорошо виден ледник Замок, который на всех картах показан как единое образование, состоящее из двух ветвей -- восточной и западной, сливающихся напротив перевала Чонгурджар и дающих начало ручью Замок, текущему на юг. Однако ледник значительно уменьшился в объёме и распался на две, разошедшиеся на 1,0--1,5 км, части. На месте прежнего слияния двух частей ледника образовалось озеро размером 100 на 150 м. На восточной ветви, напротив вершины Чёрные башни, возник крутой ледопад, в середине которого обнажились "бараньи лбы", что увеличило сложность пути по нему от перевала Талычхан-Замок. Всё это хорошо было видно днём при ясной погоде. Представим, как будут чувствовать себя туристы, проходящие по старым описаниям этот перевал на спуск по восточной ветви ледника Замка и оказавшиеся над неожиданно появившимся ледопадом? А если при этом ещё туман или снегопад? Будет от чего растеряться!

Выйдя на перевал Наука с южной стороны, не представляющей никакой сложности, мы обнаружили, что на северной стороне, по описаниям трудностью не более 2А к.т., надо навешивать 3--4 верёвки и преодолевать два бергшрунда на 45-градусном склоне, что соответствует категории трудности 2Б. Это превышало заявленную сложность похода, и, кроме того, нам не хватило бы времени до темноты на этот спуск. Поэтому мы благоразумно ушли через запланированный запасным перевал Чонгурджар. Согласитесь, подобный сюрприз при другой ситуации может существенно повлиять на прохождение маршрута и его безопасность.

В том походе подобный сюрприз был не последним, но все они были чем-то похожи на приведённые и были характерными для ледниковой зоны. Зато в 1996 году мы, кроме того, столкнулись с неожиданностью иного характера: в зоне альпийских лугов исчезли тропы! Это очевидное следствие резкого сокращения числа групп путешественников на когда-то самых популярных горных маршрутах.

Итак, в Бадукском ущелье за первым нижним озером постоянных троп не оказалось, встретились лишь заново протоптанные в высокой траве. Кстати, на всех туристских картах в лесной зоне показано лишь два озера, на самом деле их три и все приблизительно равной величины. Представьте: вы назначили встречу на верхнем озере. Если те, кого вы ожидаете, идут вам навстречу, у вас есть шанс прождать очень долго, находясь всего в километре друг от друга.

Тропы в луговой зоне и в верхней части лесной (там в основном берёзовое криволесье) потерялись в Алибекском и Уллу-Муруджинском ущельях, на подходах к Чучхурскому перевалу (наиболее неприятна восточная сторона). Показанная на схемах тропа по долине р. Хутый сохранилась лишь местами. Путь теперь здесь идёт в основном по склонам через сплошные заросли, ветровой лесоповал, оползневые участки над обрывами до самой реки. Эти 5 км (по карте) отняли у двух здоровых мужиков из нашей группы, решивших "пройти по тропе", целый день -- целый день тяжёлого изнурительного лазания.

В том же 1996 году мы столкнулись с тем, что показанный на схеме перевал Верхний Хутый отсутствует. Число перевалов через хребет Кти-Теберда, ведущих в долину реки Алибек, не 3, а 4, и самым сложным оказался наиболее известный пер. Семидесяти трёх (1Б). Зато между верховьями Назалыкола и западными истоками р. Даут всего два перевала, а не три. Третья седловина, обозначенная как перевал, оказалась нелогичным перелазом, более сложным, чем две соседние, отстоящие от него всего на 500--600 м. В этом месте на разных схемах названия перевалов "плавают", что отразилось и в перевальных записках: какой на самом деле перевал прошла группа, установить затруднительно, между тем сложность их различается на полкатегории.

Как известно, во всех горных районах, а на Кавказе в особенности, продолжается отступление ледников, сокращение оледенения, что во многих случаях меняет проходимость (категорию сложности) перевалов и подходов к ним как в сторону упрощения, так и наоборот. В первом случае это ведёт к получению туристами "липового" опыта (прошли перевал, значащийся в классификаторе как 2Б, а фактическая сложность его всего 2А, а то и 1Б). Во втором случае группа может столкнуться на "проверенном" и утверждённом МКК маршруте с препятствиями, к которым она не готова (и морально, и технически, и по снаряжению).

Из сказанного напрашиваются следующие выводы.

  • Имеющаяся в путеводителях и туристских картах (схемах) информация имеет существенные неточности и разночтения, что иной раз может повлиять на успешное прохождение запланированного на их основании маршрута и его безопасность.
  • Используемые туристами описания в путеводителях и отчётах и картографический материал не учитывают изменения ледников, произошедшие за последние 40--50 лет.
  • При подготовке походов сведения, полученные из отчётов и путеводителей, следует проверять путём консультаций (в том числе и по переписке), сопоставления с другими отчётами и материалами.
  • Если маршрут проходит через альплагеря и пункты спасательной службы Министерства по чрезвычайным ситуациям, туристам стоит получить там консультацию о конкретной ситуации в районе похода и по нитке маршрута, о чём маршрутным комиссиям надо делать соответствующую запись в маршрутной книжке.
  • При движении по маршруту нужно внимательно сопоставлять предварительную информацию с тем, что наблюдается в действительности, вносить своевременные поправки в намеченные действия и фиксировать изменения в дневниковых записях и на фотоснимках.
  • Хорошо бы иметь к запланированным по обычной методике ходовым дням 1 день запаса на непогоду плюс 1 день запаса на непредвиденные обстоятельства на каждую неделю похода (не считая дней отдыха). Советую заранее составить программу использования неизрасходованных запасных дней (их может быть 2--3 на двухнедельный поход).
  • Оценку сложности пройденного похода в маршрутных комиссиях стоит производить по результатам фактического прохождения перевалов, которое должно быть проиллюстрировано группой представлением схем, рисунков и фотографий.

    В заключение хочу заметить: в создавшейся ситуации ходить стало даже интересней -- голова непременно должна работать, опережая ноги. А это одна из наиболее привлекательных сторон спортивного туризма.

  • в начало  Статья : Будет перевал Гранильщикова

    TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU