Бегом по северным горам
Марина Галкина
Обычно путь к Ловозерским тундрам на Кольском полуострове начинается от
рудника Карнасурта недалеко от п. Ревда. В нынешнем (1998-м) году автобусы
от ж.-д. ст. Оленегорск до Ревды ходят раз в сутки, а по выходным и средам
вообще отменены. (В Ловозерские тундры можно попасть также и от населенного
пункта Ловозеро, куда автобусы из Оленегорска не ходят теперь совсем.
Легковая машина туда обходится в 250--300 руб. -- Прим. ред.)
Нас, 13 счастливчиков, прибывших в мартовское воскресное утро в
Оленегорск, на станции осадила толпа частников, предлагавших подвезти на
легковушках до рудника "всего за 350 с четверых". Однако, немного порыскав,
мы нашли почтовую машину и, договорившись с ее водителем на 200 руб.,
загрузили в кузов рюкзаки, лыжи и шестерых участников. Семеро же остальных
налегке отправились на попутках: первые 30 км ехали все вместе до воинской
части на военном "уазике" (бесплатно), а потом, разделившись на две группы,
поймали легковушки до Ревды (четверо проехали бесплатно). За "спецрейс" к
ныне не работающему руднику (к нему не ездят даже "вахтовки") каждому
пришлось раскошелиться на 5 руб. Так что, при желании, 70 км от Оленегорска
до Карнасурты преодолеваются без особых денежных затрат и труда.
По традиции, в северных горах ходят на "Бескидах" -- широких,
окантованных металлом лыжах. Наша команда путешествовала на узких
беговых пластиковых лыжах с жесткими креплениями для ботинок и
встречала недоуменные взгляды каждого встречного (а чаще --
обгоняемого) лыжника. "Как вы ходите здесь на узких лыжах?!" --
удивлялись они. "Это вы ходите, а мы бегаем!" И это не бахвальство.
Путь с рюкзаками из Ловозерья до Хибин (точнее, до самой ст. Имандра)
занимает у нас обычно 3 дня. Стартуем в первый день от Сейдозера и,
пройдя пер. Сев. Тавайок, ночуем неподалеку от Умбозера. Во второй день
доходим до верховьев Каскаснюньйока. В третий -- преодолеваем перевалы
Сев. Рисчорр (или Умбозерский) и Юж. Чоргорр, выходим к ручью
Меридиональному и к ст. Имандра.
Впрочем, не берусь рассуждать о целесообразности использования узких
лыж в Хибинах где-нибудь в середине зимы. Но утверждаю: конец марта,
дни весенних школьных каникул, -- время беговых лыж. В этот период,
как правило, стоит благоприятная для лыжных прогулок погода (проверено
многолетней практикой): преобладают ясные дни, ночью температура может
опускаться до -25, но днем обычно морозы не зверствуют. Оттепели,
снегопады и сильные ветры бывают, но такая погода обычно недолга. В
морозные ночи нередко вам "показывают" северное сияние.
Мой хибинский опыт невелик: пять походов в марте и один в начале ноября --
и все только на беговых лыжах. Друзья же ходят на узких лыжах на Кольский
уже лет 20. Раньше случались поломки, приходилось брать с собой в поход
запасную лыжу -- "манюню". Теперь, когда появились "Тиса фишер" Мукачевской
фабрики, проблемы отпали сами собой: эти лыжи не ломаются, даже если их
согнуть в дугу или попробовать завязать узлом; мы специально пытались --
безрезультатно. Единственный их недостаток -- мягкий пластик и, как
следствие, заусенцы и шероховатости, образующиеся от неизбежного
соприкосновения с камнями. К тому же материал этих лыж не самый скользкий,
но в горах сильного скольжения и не требуется: с горки по накатанной лыжне
иногда так разгонишься, что приходится тормозить, "сходя с рельс" в целину.
Зато на пластике практически не бывает проблем с подлипом, а от слишком
большой отдачи спасает соответствующая температуре мазь.
Во время школьных каникул почти не возникает необходимости тропить
лыжню: в часто посещаемых туристами долинах даже после обильного
снегопада нам не приходилось делать этого более 100 м. Гарантированная
лыжня и превращает весенний поход на беговых лыжах в приятную
прогулку. Обычно мы строим свои маршруты так: организуем базовый
лагерь и делам радиальные вылазки на окрестные перевалы и вершины, потом
переносим базовый лагерь на новое место и т.д. В радиалках бывают и
тропежки, но налегке это совсем не тяжело. Друзья! Мы предлагаем вам
попробовать перейти на беговые лыжи в весенних походах по Кольскому.
Почувствуйте разницу!
А если вы хотите ощутить себя птицей, выбирайте ветреную погоду и
отправляйтесь на перевал Северный Чоргорр. Из долины Геологов он
выглядит как маленький провал-галочка в круто вздымающемся ввысь
массиве горы, этакая узкая неглубокая щелочка, которую и язык-то не
поворачивается назвать перевалом...
Ветер в лицо, по склону несется снежная крошка, ослепляя и обжигая вас. Шаг
за шагом вы упорно двигаетесь к цели, "ломая" ступени и временами припадая
всем телом к склону, дабы резким порывом не быть сдутым вниз. Сквозь
метельное кружево уже просматриваются скальные стенки -- "ворота" перевала.
Ветер, проносясь сквозь его узкую выемку, образует на выходе сильнейшие
завихрения. Вот поток воздуха поддает в спину -- подхваченные его течением,
вы бегом несетесь вверх по крутому склону, пока встречный поток не
останавливает вас.
Ураганный ветер здесь, в 50-метровой по длине трубе перевала, настолько
силен, что на него можно смело ложиться, а чтобы передвигаться вперед,
приходится упираться палками, преодолевая упругое, словно водяное,
сопротивление. Лыжи, торчащие из рюкзака, играют роль пропеллера -- отрывая
ногу от земли, вы рискуете быть развернутыми в противоположное направление,
вас швыряет из стороны в сторону.
Повернитесь спиной к ветру и смело
падайте на него -- все равно останетесь в вертикальном положении;
пронизываемые насквозь ледяным вихрем, можете наблюдать за невообразимо
пьяной походкой своих спутников, постепенно появляющихся из белой мглы. Вот
кого-то прибило к камню, прилепило, словно гигантским магнитом, -- человек
силится оторваться, с трудом снова выходит на "форватер" и, не поднимая
лица в секущем потоке снежной крупы, на ощупь пробирается к началу спуска.
На склоне необходимо заставить себя поверить в то, что идешь вниз. Сила
тяжести лишь слегка пересиливает мощь восходящих потоков ветра. Это и есть
мгновения удивительного полета.
|