Мое открытие Европы
Владимир Кочетков (Ульяновская обл.)
Давно уже Европа перестала быть для наших любителей путешествий далекой и
недоступной. И велотуристы не исключение. Но в основном они путешествуют
группой и более или менее "цивильно": ночуют в кемпингах, питаются в кафе.
Чаще всего это члены каких-нибудь турклубов, оказывающих путешественникам
материальную поддержку. Я же в турклубах никогда не состоял, хотя довольно
давно в одиночку катаюсь по стране (главным образом по глубинке) на
велосипеде. Походы помогают мне и в работе -- я преподаю географию в школе.
И вот в июле 1997 года наконец рискнул отправиться "за бугор" -- решил
добраться до Парижа на собственноручно собранном велосипеде (сделать его
помогла книга Г.Гончарова "Ваш друг -- велосипед"). Правда, денег у меня
было немного -- всего $250, но очень хотелось посмотреть французскую деревню.
Оформил через турагентство визу (шенгенскую, дающую, как известно, право
побывать в нескольких странах Западной Европы) сроком на 10 дней. За нее
отдал $100. Еще $50 стоит билет от Ульяновска до Бреста и обратно. На все
остальное остается $100. Не густо, но аскетичный походный образ жизни меня
не смущает.
8 июля трогаюсь в путь. В Москве меняю оставшиеся доллары и
получаю 100 франков и 150 марок. Разобрав и упаковав
велосипед, без особых проблем добираюсь до Бреста. Здесь мне не до
осмотра достопримечательностей (успел только закупить продукты):
некоторый мандраж сопровождает меня от вокзала, где я собрал своего
железного коня, до самой белорусско-польской границы. Пройти через нее
пешком или переехать на велосипеде нельзя -- действует только автопереход:
нужно грузить свой багаж в какой-нибудь фургон и самому подсаживаться в
любую машину. Переход через границу подробно описывать не хочется,
скажу только, что я потратил на него весь вечер и часть ночи -- целых
12 часов.
Итак, в 3.00 я в Польше. Однако виза-то у меня шенгенская, поэтому начало
своего путешествия я буду считать от польско-германской границы или от
Франкфурта-на-Одере. Еду по трассе через Варшаву к Познани и Франкфурту.
Рельеф -- равнинный. Прохожу всю страну за 3 дня. Во Франкфурте буквально
за 6 секунд (!) перехожу еще одну границу. Поставили штамп в паспорте:
"Битте!" -- и я в Германии.
И вот путешествие началось. В школе я изучал английский язык, по-немецки
весь мой словарный запас ограничен фразами "Хенде хох" и "Гитлер
капут", ну а по-французски я помню только историческую фразу Кисы
Воробьянинова "Жё не манж па сис жур" (правда, французский разговорник у
меня с собой). Выяснилось, что в Германии можно поговорить по-русски
-- "восточные" немцы часто неплохо изъясняются на нашем языке.
Карта есть, маршрут разрабатывал еще дома -- двигаюсь вперед.
Пересекаю Франкфурт. Велосипедисту здесь удобно: везде есть
велодорожки, проблем с автотранспортом никаких не возникает. Это
радует. Держу путь через Луккау-Торгау в Лейпциг. Все вокруг совсем не
похоже на Россию. Вот уже позади Лейпциг -- действительно очень красивый
город, не зря я о нем читал так много восторженных откликов.
Проезжаю Эрфурт и приближаюсь к Айзенаху-Тюрингия. Территория горная,
покрыта лесом. Я слышал раньше, что леса в Германии похожи на парки.
Оказалось, нет -- такое впечатление, что леса все-таки сохранились в
первозданном виде и охраняются именно такими. Много раз видел диких
животных на дорогах и около них. По обочинам стоят знаки "Вход и въезд
в лес запрещен". Насколько я понимаю, здесь частная собственность.
Наивные! Смотрю по сторонам и, когда поблизости нет машин, захожу в
лес. Жаль, костер разводить нельзя -- тогда уж точно сцапают и вряд ли
поздоровится. Так все время и ночевал на природе, в небольшой палатке и
спальнике. (Примус я никогда с собой не беру.) Места, по которым я проезжал,
не так уж густо заселены, как казалось дома при подготовке маршрута.
Мне говорили, что продукты в супермаркетах должны быть дешевле. Так и есть:
даже дешевле, чем у нас в магазинах. Мое путешествие рассчитано на 30 дней.
Значит, в день я могу потратить 5 марок. В супермаркетах беру молоко, сыр,
консервы, хлеб (он, кстати, дорогой) и колбасу -- быть к Германии и не есть
колбасу трудно. Тем более что и дешевая колбаса тут тоже вкусная. В
субботу и в воскресенье магазины не работают, поэтому нужно затариваться в
пятницу.
Немцы вообще народ интересный. Пробили в 18.00 часы на ратуше -- немец
не будет больше работать ни секунды. Сам видел, как ковш экскаватора
замирал на полпути под бой "курантов". Зато в субботу наблюдал танцы
на улицах, и воскресные прогулки на разряженных лошадях, и народ в
национальных костюмах. Особенно поражает огромное количество
велосипедистов на дорогах и доброжелательное отношение водителей
автомашин к нашему брату.
Пытаюсь где-нибудь подработать. Дома я думал, что буржуи чёрную
работу не делают. Еще как делают! Хотя, надо сказать, у них
практически весь труд механизирован. Однако у меня обнаруживается
неожиданная статья дохода. Есть такая русская пословица: за спрос не
ударят в нос. В немецком варианте к ней бы добавили: и еще одарят.
Когда я спрашивал дорогу у водителей комфортабельных машин, то вместе
с объяснением (на языке жестов, естественно) получал в подарок 5--10
марок. Неплохо.
Проезжаю Айзенах и двигаюсь дальше, через бывшую границу Восточной и
Западной Европы к Франкфурту-на-Рейне. С кем только не приходилось
общаться! "Разговаривал" и с панками. Метёт такой панк с огромным
"ирокезом" на голове улицу, а я к нему с вопросом (интересно же!).
Оказалось, обычный человек, но просто странно выглядит. Разговаривал с
хануриками (типа наших бомжей). Справедливости ради
замечу, что таких я видел там очень немного (хотя пиво в Германии пьют, как
воду). Близ Франкфурта-на-Рейне какой-то голландец пригласил меня в кафе.
Съел я "халявный" обед, поговорили на страшном "вери литлл" английском.
К нам за столик подсели немцы и были удивлены, узнав, что я на велосипеде
один без знания языка качу по их стране.
Переезжаю Рейн. Да, река действительно мощная -- не уступает моей
родной Волге. Горы, горы. Невысокие, но делающие дорогу ужасно
пересеченной. Спуск -- подъем, и так километр за километром.
Приближается граница с Францией. Понимаю, что пересекаю ее, по
нескольким признакам: меняется цвет асфальта и дорожных знаков,
другими становятся километровые столбы. В первом же населенном пункте
кричу встреченному человеку: "Бонжур, месье! Франсе?" И в ответ:
"Бонжур! Франсе". Говорит с улыбкой, как будто мы с ним сто
лет знакомы. Господи! Почему же у нас-то не так?!
Теперь в силу вступают франки. Цены -- еще ниже, чем в
Германии. В один из вечеров подъезжаю к озеру, хочется встать возле
него. Но французы не так наивны, как немцы: озеро огорожено колючкой.
Дыру искать не хочу (не в России же)... За 160 км до Парижа встречаю
русских ребят из Новгорода. Вот это встреча! А узнаю россиян по отсутствию
всякой экипировки. Наговорились. И разошлись. Они -- домой, я -- в Париж.
А вообще, здесь, пожалуй, каждый второй -- велосипедист!
К Парижу подъехал к вечеру. Переночевал в огромном парке -- укромное
место найти очень просто. Весь следующий день гулял по городу, даже
"вперся" (иначе не скажешь) в Нотр-Дам с велосипедом, но был вежливо
попрошен оттуда улыбающимся бравым полицейским. Виза у меня к тому
времени была уже просрочена (и я путешествовал дальше
нелегально). Но я понял: если не нарушил закон, полицейский не имеет
права тебя беспокоить.
Велосипед мой часто вызывал недоуменные взгляды и даже реплики,
например: "Музиам вело?" "Какой музейный -- я на нем из России
прикатил". В ответ только: "О-о-о-о!".
Из Парижа в Бельгию. Из Бельгии
в Люксембург. Страна красивейшая. Вот, думаю, где взял натуру
Владимиров -- художник, иллюстрировавший книгу "Волшебник Изумрудного
города". Если бы не машины на улицах, можно подумать, что находишься в
XIII веке и вот сейчас из-за угла появятся рыцари в доспехах. Замки,
старинные дома и, почти везде, доброжелательные жители. После
Люксембурга еще раз пересекаю Германию. Опять колбаса в рационе.
Преодолев польскую границу в Губене, двигаюсь через Зелена-Гуру по
второстепенной трассе. Теперь мой велосипед свободно вписывается в
унылый местный пейзаж. Выхожу на трассу Франкфурт -- Брест и ловлю на
ней "дальнобойщика", который берет меня до родной границы.
Путешествие позади. 3000 км проехал в седле менее чем за месяц. Я
убедился, что действительно солнце светит по другому там, "за
бугром". И может быть, кто-то вслед за мной сбросит невидимый барьер,
ненужный страх и откроет для себя если не весь мир, то хотя бы Европу.
|