Вольный Ветер
Активный туризм
  новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
каталог :
 маршруты :
  | пешеходный:
  | горный туризм :
  | водный туризм :
  |  | Америка :
  |  | Дальний
  |  | Восток :
  |  | Поволжье :
  |  | Сибирь :
  |  | Урал :
  |  | Чукотка :
  |  | кругосветки :
  |  | Подмосковье :
  | лыжный туризм :
  | спелеотуризм :
  | велотуризм :
  | детский туризм :
  | автостоп :
  | автотуризм :
 привал :
 информация :
 снаряжение :
 серьезно :
 
 
Книги

Туризм, путешествия :
Альпинизм :
Выживание :
Автостоп :
Авторская песня :

 
Реклама

ВВ N 42 январь 2000
Проза четырех океанов.
Наталья Мещерикова

Апостол Андрей Три года российская яхта "Апостол Андрей" бороздила моря и океаны планеты. Недавно, 11 ноября, уникальная кругосветка успешно завершилась в С.-Петербурге. Позади почти 31 тыс. миль (57 тыс. км), пройденных отважными мореплавателями.

Напомню, что плавание было организовано московским Клубом "Приключение", а сама идея принадлежит Николаю Литау -- капитану яхты. Она стартовала 14 ноября 1996 г. из северной столицы России. Впервые маршрут кругосветного плавания был проложен по четырём океанам Земли, включая Северный Ледовитый.

"ВВ" не один раз сообщал (см. N 22--25, 29, 34, 36) о путешествии яхты в водах Атлантики, Индийского и Тихого океанов. После них команде оставалось пройти самый сложный участок -- Северный Ледовитый океан. (Кстати, "Апостол Андрей" специально строился для плавания в северных морях.) Яхта, перезимовав в Петропавловске-Камчатском, дошла до Мурманска за две навигации. Прохождение по Северному морскому пути для подобного небольшого судна является, несомненно, рекордом. Оставалось обогнуть Скандинавию, чтобы замкнуть кольцо кругосветки.

В Питере на торжественном ужине, который состоялся на крейсере "Аврора" (!) в день прибытия "Апостола Андрея", путешественники охотно делились воспоминаниями.

Скажем, море Лаптевых не баловало яхтсменов хорошей погодой: штормовой ветер, температура воды 0 грд. С, воздуха -5 грд. С, волнение около 7 баллов. Хотя, как сказал Литау, "настоящий шторм начинается где-то с восьми..." Море Лаптевых относительно мелкое, у дельты Лены глубина около 5 м. На мелководье во время шторма образуются крутые волны, которые сильно ударяют о борт судна. Экипаж принял решение двигаться вперёд. Но, как потом выяснилось, поздно. Температура опускалась все ниже и ниже. Брызги морской воды замерзали на парусах. Наступило обледенение. Палуба превратилась в настоящий каток, на ногах устоять было невозможно. Все снасти смёрзлись. Прежде, чем совершить какой-то манёвр, нужно было около часа деревянным молотком отбивать лёд с механизмов. Ледяная крошка осыпалась с трепещущего полотна. Однако оказалось, что такое обледенение яхта вполне выдерживает. Тем не менее штаб морских операций вернул яхту в Тикси из-за сложной ледовой обстановки. На обратном пути лёд почти не сбивали -- решили посмотреть, как поведёт себя яхта в столь суровых условиях. По осадке было видно, что "Апостол Андрей" потяжелел на несколько тонн -- ватерлиния скрылась под водой.

После второй зимовки мореплавателям удалось пройти море Лаптевых. Вскоре они достигли острова Песчаный. Он похож на тихоокеанский атолл, только совсем пустынный. Красивая лагуна в центре острова и три пролива, соединяющие её с морем, и напоминали сказочные острова в тёплых морях. Для полноты картины не хватало пальм и попугаев, зато повсюду можно было видеть лёд и моржей.

Забавный случай произошёл рядом с этим островом при подъёме якоря. Александр Киреев стоял на брашпиле и не мог понять, почему якорная цепь так медленно и тяжело поднимается. Каково же было его удивление, когда, заглянув за борт, прямо перед собой он обнаружил морду моржа. Тот, увидев в метре бородатую физиономию Александра, тоже удивился (или испугался) и оставил цепь в покое.

Самое тяжёлое пришлось пережить команде в проливе Матисена, когда приняли решение идти за ледоколом "Арктика". Николай Литау вспоминает: "Первые метры были кошмарными. Льдины либо тут же смыкались за кормой ледокола, и мы были вынуждены их таранить, либо винты ледокола выбрасывали их прямо под яхту, и тогда мы получали ощутимые удары. Со стороны это, наверное, сильно смахивало на скачку на необъезженной лошади. Капитан ледокола, видя, как нам приходится маневрировать, выразил опасение за наше рулевое управление. У меня в какой-то момент возникла мысль, что из этой затеи ничего не выйдет. Оторвавшись от нас, ледокол был вынужден давать задний ход, а мы всё никак не могли пробиться к нему под корму. Стоило ему дать передний ход, как струей от винтов и льдинами нас отбрасывало назад. Но спокойствие и профессионализм капитана "Арктики" помогло наконец-то огромному ледоколу и небольшой яхте приноровиться друг к другу и дело пошло на лад. Мы, правда, получили еще несколько ударов, но корпус выдержал и их. Это были, наверно, самые тяжёлые мили на Севморпути, и самое серьезное испытание для яхты."

Она совсем не похожа на те белоснежные круизные яхты, виденные неоднократно в телевизионных фильмах, на палубе которых загорелые и весьма обнажённые дамы нежились под ласковым солнцем. Представьте себе совсем небольшое судно (чуть более 16 м длиной), на котором плывут среди льдов, порой в шторм, отважные путешественники. Автору довелось побывать на "Апостоле Андрее". Бытовые условия меня просто потрясли. Тесные помещения, в которых даже разойтись здоровым мужчинам трудно. На маленькой кухне (по-морскому, камбузе) колдовал, в полном смысле этого слова, кок (и по совместительству врач) Александр Левин. Он пытался каждый раз удивить команду и приготовить что-нибудь новенькое, вкусненькое. И ему большей частью это успешно удалось. (Как ни странно, кок был самым стройным из команды.) Кают-компания оказалась тоже очень небольшой (около 4 кв. м), но уютной. В маленькой библиотечке -- книги, всевозможные атласы, карты и фотоальбомы. Связь экипажа с Большой Землёй во время плавания осуществлялась с помощью спутникового телефона компании "Нера". А ещё в пути невозможно было бы обойтись без портативного компьютера, в память которого содержала навигационные программы и карты. Причём компьютер можно было хоть из ведра водой поливать, ничего с ним бы не случилось.

Те, кто хоть немного знакомы с жизнью моряков, знают, что за ситуацией на море нужно наблюдать круглые сутки. Вахты были по 4 часа. Капитан заступал с полуночи до 4 часов утра. Некоторые подумают, что отстоял вахту -- и свободен. Однако на яхте всегда много дел: начиная от банальной уборки и починки оборудования до самого трудного и неприятного -- авралов в непогоду. Тут нет ни выходных, ни праздничных не рабочих дней. Каждый день -- тяжкий труд по многу часов.

Всего в кругосветном плавании приняло участие 15 яхтсменов. Аркадий Гершуни (старпом), Александр Киреев (второй помощник) и Николай Литау (капитан) прошли полностью весь путь, остальных периодически подменяли. Одновременно на судне находилось от 5 до 7 яхтсменов.

В какой бы порт "Апостол Андрей" ни заходил. ему всегда оказывали достойный приём. Думаю, даже капитан не сможет вспомнить, сколько раз приходилось в портах доставать парадные стеклянные рюмки (вообще-то вся посуда металлическая, чтобы не билась). И в Питере -- сначала на этой самой яхте, а потом на "Авроре" -- поднимались рюмки за возвращение смелых мореплавателей.

Кстати, не забывайте, что по старой морской традиции третий тост всегда пьют "за тех, кто в море"!

Наталья МЕЩЕРИКОВА.

 
Ваш отзыв
Напишите в дневник ваше впечатление от статьи
 
в начало  Мы уже писали про эту кругосветку  

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU