Вольный Ветер
Активный туризм
  новости  поиск  архив  каталог  о газете  ссылки  дневник  v_veter@mail.ru
N 39 июль 1999
Справедливость восстановлена через 55 лет

Письмо из Федральной Пограничной Службы

Вести с тропы
Южный Урал

Экспедиция
На землю троллей

Морской поход эвенка

Юбилей
Первые полвека московского турклуба

Праздник среды

Скажи еще спасибо, что живой

Последний оплот

Авторская песня
Виктор Берковский

Сами мы не местные

Вести из ГКФТ
Итоги Чемпионата России по спортивному туризму 1998 года
Горный туризм
Водный туризм

Люди и горы
Так был ли Мэллори на 8848?

Первый Российский горный поход

Пути - дороги
Наедине с таежной рекой

Турецкий тур команды "Авантюр"

Под шорох шин
"Хрустальный глобус" - у В.Мироненко

Проехать абсолютно невозможно?

Первым на автомобиле

Из глубины
"Отрытие" века

Экстремальная ситуация
Риск ради традиции?

Кто выживет, станет ба-альшим специалистом

Информация

Пресса сообщает

Новые книги

Последняя страница
Свидание с горами

Реклама

каталог : маршруты : автостоп : Турция :
Турецкий тур команды "Авантюр"
Игорь Прицко. Уфа

Каппадокия вообще ни на что не похожа. Осенью 98-го мы вдвоём с Валентиной Луценко, инструктором по парашютному спорту из пос. Приютово, совершили путешествие из Уфы в Турцию и обратно, решив на сей раз сменить амплуа и из водников и пешеходников стать автостопщиками. Не имея достаточно опыта, для начала обратили взоры к наиболее доступной и "дешёвой" стране, о лёгком автостопе в которой были наслышаны. Сейчас, подобно "старейшим" и "мудрейшим", впору бы книгу писать о наших злоключениях. Стартовали из Уфы 10 сентября и только 17 октября вернулись домой. Из 36 дней путешествия 18 провели в Турции, накатав по ней 4250 км.

Но сначала 12 дней добирались до турецкой границы. От Уфы до Сызрани проехали на электричках, далее до Саратова -- на "КамАЗе". Потом поездом "дотянули" до Петрова Вала. Далее всю ночь тащились на товарняке до Волгограда и там, у Волги, смывали с себя угольную пыль и отсыпались. Пустынные просторы Калмыкии, благодатные поля Ставрополья, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии также проскочили на "КамАЗах". В Грузию въезжали через Южную Осетию (через Алагир на Цхинвали). На осетинской границе действительно берут по 25 руб. с человека. В бедной, но гордой республике Ю.Осетии в магазинах ничего нет, однако в платный туалет бесплатно там ещё пускают. Почти всю Грузию проехали с одним водителем. Нам так не хотелось расставаться с гостеприимным Зурабом, что не заметили, как проскочили Самтредиа, и поэтому пришлось делать крюк и добираться до Батуми через Поти -- где пешком, где в телеге, где на новеньком "Форде", в конце концов на автобусе. Недалеко от Батуми полночи провели в обществе двух влюблённых, избравших для своей беседы камень, под которым мы на песке расположились на ночлег. Три часа они ворковали над нами на своём непонятном языке, пока брошенный ими окурок не упал на мой спальник. Это было уже слишком -- я стал ворочаться, нас наконец заметили и очень удивились...

22 сентября вошли в Батуми, и в тот же день были уже в Турции. В Батуми за $1 давали 1,37 грузинских лари или 270 тыс. tl (турецких лир), за 17 р. можно было приобрести $1, а за 50 р. -- 1 млн. tl. Иметь с собой купюры по $1 не стоит -- кое-где их меняли на лари 1:1. Сам переход в Турцию стоил нам по $26 с человека, а не 10, как ожидалось: 15 берут грузины, а 11 -- турки. Итак, мы оказались в Турции -- в стране без проблем. Правда, для тех, у кого есть деньги.

Автостоп в Турции действительно простой. Вот для примера выдержка из дневника:

"24 сентября. Самсун. Голосуем на дороге к Анкаре. Идёт мелкий моросящий дождик. Зная, что турки зачастую сидят за рулём не только в белых рубашках, но и в белых носках, без обуви, понимаем, что с нашим затрапезным видом у нас все шансы проторчать тут с неделю. Машины идут в три ряда в тучах брызг. На этот скромный "Мицубиси" у меня даже "рука не поднялась". Однако водитель остановился сам и взял нас с собой. Так мы не попали в Анкару: Рифат ехал в Каппадокию. Мы дали ему полную свободу в проявлении своих гостеприимных качеств. Ехали почти 8 часов. Из них час ушёл на обед в придорожном кафе. Позже экспериментальным путём мы установили, что, отказываясь от угощения, вы несказанно обижаете турка и вынуждаете относиться к вам подозрительно -- от вас постараются избавиться.

Местность до Каппадокии (это область между Кайсери и Аксараем) напоминает просторы нашей Башкирии. Сама же Каппадокия вообще ни на что не похожа. Ландшафт образован в результате извержения вулканов Эрджияс и Хасан, которые давно не беспокоят эти благословенные места. Из мягкого туфа в процессе его разрушения образовались причудливые конусы, пирамиды, впадины, словно оплывшие под воздействием времени. В этих конусах и пирамидах люди высекали себе жилища. В некоторых из них до сих пор живут -- только окна вставили. Ночевали мы в Ортахисаре в отеле (опять же по приглашению Рифата), смыли под душем двухнедельную грязь и спали без спальников."

Каппадокию осматривали два дня, хотя на неё и двух месяцев мало. В Юргюпе, Гёреме, Учшеире можно свободно обменять валюту 14-ти стран, только не российские рубли. Хлеб там стоит 30 тыс. tl, полёт на воздушном шаре -- $200; прокат велосипеда -- 1,5 млн. tl в день, мотоцикла -- 5--7 млн. Посетить музей под открытым небом обойдётся в 700 тыс. лир для студентов и 1,2 млн. для простого смертного. Но, признаться, там всё, как музей под открытым небом.

Из Каппадокии наш путь лежал в Анталью -- красивый, но чрезвычайно дорогой город на берегу Средиземного моря. Мы проснулись на пляже 29 сентября; вскоре нас посетила местная шпана. После ухода пацанов заглянул в свой бумажник, лежащий в надёжном рюкзаке, и с удовлетворением подумал, что вот оно, наконец, и началось -- денег как не бывало. Вероятно, если этого ограбления не было бы, его надо было придумать. Унесли мои 390 рублей, 7 млн. tl и фотоаппарат Вали (слава Богу, остались её доллары). В полиции нам показали длинный список краж и развели руками, что, впрочем, и ожидалось.

Из Антальи направились в Памуккале. Ещё одно интересное место находится близ Денизли. Видные за много километров известняковые отложения образовали там целые горы, белые, как снег, и слепящие на солнце глаза. Вход платный -- 750 тыс. tl, но можно обойти вокруг объекта и посетить его даром.

Если вам встретилась в Турции колючая проволока, то ночевать за ней не стоит. На подъезде к Денизли мы заночевали близ деревни Tacina, переступив через "колючку". Вскоре на дороге остановилась машина, послышались голоса. Мимо нас цепью прошли люди с автоматами. На обратном пути они нас нашли. Это были жандармы. Они вывезли нас за пределы селения и отпустили, проверив документы. Подумалось, что от наших "блюстителей порядка" мы так легко и быстро не отделались бы.

После Памуккале мы посетили Эфес и Трою. Рассказываю, как пробраться в знаменитый Эфес, вход в который стоит 1 млн. лир. Место раскопок обнесено колючей проволокой. Лучше спрятать рюкзаки где-нибудь в кустах и в полный рост пройти на территорию города в толпе многочисленных иностранцев. Просить, чтобы вас пустили без денег, бесполезно. В Трое нам просто повезло -- водитель "Фольксвагена" не захотел, чтобы мы тратились на такую мелочь и заплатил за нас 1 млн. лир. Надо сказать, щедрость местных водителей не всегда бескорыстна, во всяком случае, когда вы путешествуете в компании с девушкой. Сексуальные притязания местных могут быть весьма назойливы. Например, было и так:

"2 октября. Измир. Город большой, из него трудно выходить. Машины несутся по автобану с большой скоростью. Наконец одна остановилась. На ней ехали 3,5 часа. На первых же минутах поездки турок вывалил перед нами ворох порножурналов. Из уважения к пристрастию нашего спутника мы их немного полистали и вернули. От купания в море еле отвертелись. Парень в конце концов в нас сильно разочаровался. Это был настоящий артист: сидя за рулём, он два раза полностью переодевался -- одно время сидел в плавках, и три раза говорил с кем-то по телефону. В Эдремите он нас высадил, хотя говорил, что едет дальше. Мы поймали другую машину с металлоломом в кузове, но хозяин оставил её в Эдремите и пересел на легковую, позвав нас с собой. Потом мы сидели под мостом и при свете луны уплетали халву с хлебом, запивая всё "колой". Турок смотрел как-то дико и понять его было почти невозможно. Мы осознали только, что он желает ночевать в машине с Валей, а я могу располагаться и здесь, под мостом. С трудом от него отделались, поставив палатку и сказав, что ждём его утром. Мы благоразумно сменили место ночёвки и могли видеть, как подъезжала машина, останавливалась в том месте, выходили люди, и машина фарами освещала окрестности, русло сухой речки."

Далее наш путь лежал в Чанаккале. Ночевали на берегу пролива Дарданеллы, где бушевал ветер, а в воде было полно водорослей. На берегу Мраморного моря заезжали в уютный городок Бандирма, там крутые улицы, а на побережье полно рыбаков и влюблённых. Решили обойти стороной большие и, вероятно, интересные города Стамбул и Анкара: на них требовалось много времени, и выходить из крупных городов было трудно (хватило одного Измира). Мы выбирались к Чёрному морю и двигались к границе через прибрежные города. Путь к морю через Кастамону труден из-за высоких перевалов окрестных гор -- порой машина въезжает прямо в облако. Зато в Кастамону можно бесплатно осмотреть интересный замок XYI века (у него восстанавливают стены), мечеть XIII века (в очень запущенном состоянии). Выехав у города Инеболу к морю, мы двигались вдоль него до самой границы через Синоп, Самсун, Трабзон, Хопу. Подножный корм в виде винограда, яблок, гранатов, грецких орехов, фундука, арбузов и дынь здесь практически сошёл на нет -- остался один незрелый инжир. На оставшиеся деньги мы могли себе позволить лишь хлеб, маргарин и сахар. Часы на руке стали болтаться так свободно, что появилось опасение их потерять.

11 октября мы покинули Турцию. Из Батуми в Тбилиси уехали на поезде. Стабильный курс грузинского "долЛАРА" за прошедшее время не изменился ни на цент. Сама Грузия, по словам одного водителя, "умер". Страна в состоянии, близком к анархии. Мужики на базаре пьют водку и костерят Шиварнадзе. В Россию возвращались через Крестовый перевал по дороге на Владикавказ (нам попалась колонна порожних "КамАЗов" со Ставрополья). Сказать, что дорога через Крестовый сильно разбита, -- мало: она как будто никому не нужна. На границе -- настоящее столпотворение. Со стороны России скопилось особенно много гружёных машин -- грузинские пограничники требуют по 5--6 тысяч рублей с машины за проезд. "Нашу" колонну вели какие-то мафиозные группировки и препятствий ей нигде не было. С нас попросили по 5 лари, но их не было -- пропустили и так. Владикавказ проскочили уже в темноте, ночевали на берегу Терека. От Минвод до Армавира ехали электричкой с очень назойливыми контролёрами -- рейс до станции Кавказская коммерческий. А в Тихорецке, куда прибыли на "КамАЗе", наше путешествие автостопом закончилось -- мы взяли билеты на поезд до Уфы и 17 октября были дома. Позади осталось более 8000 км.

в начало  можно выбирать любые маршруты :

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU