Похоронены через 55 лет
Юрий Желноваков
"ВВ" в N 29 и 33 уже сообщал читателям о подготовке экспедиции по
перезахоронению останков летчиков, погибших на склонах Эльбруса в
декабре 1942 г. И вот в июле 1998-го их тела нашли наконец свой
последний приют...
Перед этим группа туристов под руководством Е.Крутеня поднялась
на Западную вершину Эльбруса, посвятив восхождение памяти погибшего
экипажа. В это же время на леднике Кюкюртлю москвичи-добровольцы занимались
более тщательными поисками останков летчиков и установили памятник на месте
их гибели. Спустившись в урочище Джилису, Крутень со своими ребятами
объединился с группой из краснодарского спортивно-поискового клуба
"Экстрим" и с командой школьников из Тырныауза. Теперь оставалось только
долететь на вертолете до Кюкюртлю, чтобы эвакуировать останки экипажа к
месту захоронения, в Тырныауз, где уже ждали родственники погибших.
Вертолет, однако, не прилетел.
Пришлось спешно добираться до ледника доступными средствами. Часть людей
пошла пешком через перевалы Балкбаши и Кольцевой, а другие на ГАЗ-66,
одолженном у местного погранотряда, отправились в объезд (а это 400 км по
Кабардино-Балкарии, Ставрополью и Карачаево-Черкесии). Выехали в 0.15,
первые 63 км по горной дороге (точнее, бездорожью) проехали за 4 часа:
туман лежал слоями и двигались почти на ощупь. К конечному пункту
автомарафона (иначе не скажешь, мчались 16 часов с единственной остановкой
-- ребята-то ждут), к верхнему кошу в верховьях Балкбаши, приехали целыми и
невредимыми только благодаря мастерству водителей Алика и Заура.
У всех создалось впечатление, что неожиданностей больше не будет. Как бы не
так! Оказалось, прошлогоднее временное захоронение бесследно пропало; как
ни искали его москвичи -- не нашли. За последний год ледопад совершил
подвижку и "зажевал" разломами площадку с временной могилой. Побежали на
ночь, глядя на ледник. Куда унесло найденные ранее останки, мы
определили по следу уходящих вниз камней (ими год назад обложили могилу).
Над местом, куда вел след и где нам снова предстояло работать, нависал
серак (ледяная скала), готовый вот-вот рухнуть. Тем не менее мы срочно
полезли под него, на дно трещины, где,
с риском быть похороненными ледовым обвалом, стали доставать то, что
могли. Риск и спешка были оправданы: упади на "ледовую могилу" хотя бы один
из сераков, и достать искомое стало бы почти невозможно -- пришлось бы
колоть и перелопачивать десятки кубометров льда... Все следующее утро
собирали фрагменты тел, вырубая их изо льда, "вылизывая" трещины.
После обеда пошли вниз, к машине. Основная группа -- напрямую, транспортируя
останки, вспомогательная -- через перевал летчика Машкова для установки
там мемориальной таблички. Потом был знакомый уже 400-километровый
автомарш назад тем же темпом. К счастью, тумана теперь не было, но зато в
кузове машины находились уже 24 человека с рюкзаками и останки летчиков.
Нам удалось разыскать родных всех членов погибшего экипажа и
обеспечить их приезд в Тырныауз. Наша с ними встреча вызвала
смятение всех чувств -- ни с какой ностальгической
телепередачей "От всей души" не сравнить...
24 июля к Тырныаузскому военкомату собрался народ. Там летчиков
по-христиански отпели, и процессия двинулась к центру города.
Впереди школьники несли три фуражки с голубыми околышами и большие портреты
летчиков. Следом шли родственники. И был митинг с теплыми и светлыми
словами о погибших, звучал гимн, гремели залпы оружейного салюта --
Тырныауз прощался с летчиками. Народ прощался со своими героями. Вечная
память...
Закончилась ли двухлетняя история экспедиции? Пока нет. Силами
нашей группы представление к званию Героя Советского Союза (правда,
теперь это звание Героя Российской Федерации) командира "нашего"
экипажа А.В.Иванова, "похороненное" в архивах, было "реанимировано":
к настоящему времени оно подписано Министром обороны Сергеевым. А от его
подписи до окончательного утверждения награды Президентом России всего один
шаг: документы должна рассмотреть Комиссия по государственным наградам при
Президенте. Она же в прошлом году приняла подзаконный акт о
нерассмотрении представлений к наградам времен Великой Отечественной.
Но наш случай особый. Хочется надеяться, что многократное
превышение Ивановым норм боевых вылетов, утвержденных для
"автоматического" присвоения звания Героя, другие геройские действия его
экипажа в тяжкий для страны 1942 год стоят больше подзаконного акта.
И последнее (но совсем не второстепенное). Наша экспедиция вряд ли
состоялось бы без участия многих и многих людей, откликнувшихся на
наши просьбы о помощи. Это и ветераны Дальней авиации (их 543 рубля
особенно дороги), и член Союза писателей России Ю.Шишенков... Нам
очень помогли Минобороны и Росвоенцентр при правительстве
РФ, администрация г. Тырныауза (взявшая на себя все расходы, связанные
с захоронением летчиков и приемом их родственников) и власти г. Мурома
(откуда был родом летчик П.Тюнин), Центр детского и юношеского
туризма Тырныауза во главе с его директором Д.Джаппуевым, рабочие
Батайского ремзавода РВСН (бесплатно изготовившие памятник,
установленный теперь на месте гибели экипажа) и другие. Особо хотелось бы
назвать тех, кто, не считаясь ни со временем, ни с финансовыми затратами, ни
с конфликтами на работе и в семье, довел дело до конца -- это бессменный
руководитель нашей тургруппы Е.Крутень из Терскола, москвичи В.Люмин и
Д.Маслянкин, таганрожец Н.Костенко. Низкий всем поклон.
|