Вольный Ветер
Активный туризм
   новости   поиск   архив   каталог   о газете   ссылки   дневник   v_veter@mail.ru
N 36 ноябрь 1998
Вести с тропы
Хибины

Экспедиции
Нижегородцы выжили даже на вулкане

Марафон у Эвереста

Плаванию помешали бюрократы

Природа и мы
Чего бояться в своем отечестве?

Гадили все, а убирают дети

Авторская песня
Еще не сумерки, и песня не допета

Песни на дом

Кого увидишь в зеркале

Вести из ГКФТ
Положение о туристско - спортивных маршрутно - квалификационных комиссиях

Люди и горы
А назвали мы его "Олежек"

Кто ворует ложки

На пороге нового тысячелетия

Пути - дороги
"Зима" вернулась в мае

Под шорох шин
Вояж в бархатный сезон

"Мудрейшим" способом
По дорогам архангельской глуши

Левой ногой
Их юмор

Экстремальная ситуация
"Микроаварии" южного Цители

Нельзя терять надежду на спасение

Последняя страница
Похоронены через 55 лет

Сплав: американский вариант

Информация
Пресса сообщает

Новые книги

Реклама

каталог : серьезно : люди :
Похоронены через 55 лет
Юрий Желноваков

Памятник на склонах Эльбруса "ВВ" в N 29 и 33 уже сообщал читателям о подготовке экспедиции по перезахоронению останков летчиков, погибших на склонах Эльбруса в декабре 1942 г. И вот в июле 1998-го их тела нашли наконец свой последний приют...

Перед этим группа туристов под руководством Е.Крутеня поднялась на Западную вершину Эльбруса, посвятив восхождение памяти погибшего экипажа. В это же время на леднике Кюкюртлю москвичи-добровольцы занимались более тщательными поисками останков летчиков и установили памятник на месте их гибели. Спустившись в урочище Джилису, Крутень со своими ребятами объединился с группой из краснодарского спортивно-поискового клуба "Экстрим" и с командой школьников из Тырныауза. Теперь оставалось только долететь на вертолете до Кюкюртлю, чтобы эвакуировать останки экипажа к месту захоронения, в Тырныауз, где уже ждали родственники погибших. Вертолет, однако, не прилетел.

Пришлось спешно добираться до ледника доступными средствами. Часть людей пошла пешком через перевалы Балкбаши и Кольцевой, а другие на ГАЗ-66, одолженном у местного погранотряда, отправились в объезд (а это 400 км по Кабардино-Балкарии, Ставрополью и Карачаево-Черкесии). Выехали в 0.15, первые 63 км по горной дороге (точнее, бездорожью) проехали за 4 часа: туман лежал слоями и двигались почти на ощупь. К конечному пункту автомарафона (иначе не скажешь, мчались 16 часов с единственной остановкой -- ребята-то ждут), к верхнему кошу в верховьях Балкбаши, приехали целыми и невредимыми только благодаря мастерству водителей Алика и Заура.

У всех создалось впечатление, что неожиданностей больше не будет. Как бы не так! Оказалось, прошлогоднее временное захоронение бесследно пропало; как ни искали его москвичи -- не нашли. За последний год ледопад совершил подвижку и "зажевал" разломами площадку с временной могилой. Побежали на ночь, глядя на ледник. Куда унесло найденные ранее останки, мы определили по следу уходящих вниз камней (ими год назад обложили могилу). Над местом, куда вел след и где нам снова предстояло работать, нависал серак (ледяная скала), готовый вот-вот рухнуть. Тем не менее мы срочно полезли под него, на дно трещины, где, с риском быть похороненными ледовым обвалом, стали доставать то, что могли. Риск и спешка были оправданы: упади на "ледовую могилу" хотя бы один из сераков, и достать искомое стало бы почти невозможно -- пришлось бы колоть и перелопачивать десятки кубометров льда... Все следующее утро собирали фрагменты тел, вырубая их изо льда, "вылизывая" трещины.

После обеда пошли вниз, к машине. Основная группа -- напрямую, транспортируя останки, вспомогательная -- через перевал летчика Машкова для установки там мемориальной таблички. Потом был знакомый уже 400-километровый автомарш назад тем же темпом. К счастью, тумана теперь не было, но зато в кузове машины находились уже 24 человека с рюкзаками и останки летчиков.

Нам удалось разыскать родных всех членов погибшего экипажа и обеспечить их приезд в Тырныауз. Наша с ними встреча вызвала смятение всех чувств -- ни с какой ностальгической телепередачей "От всей души" не сравнить...

24 июля к Тырныаузскому военкомату собрался народ. Там летчиков по-христиански отпели, и процессия двинулась к центру города. Впереди школьники несли три фуражки с голубыми околышами и большие портреты летчиков. Следом шли родственники. И был митинг с теплыми и светлыми словами о погибших, звучал гимн, гремели залпы оружейного салюта -- Тырныауз прощался с летчиками. Народ прощался со своими героями. Вечная память...

Закончилась ли двухлетняя история экспедиции? Пока нет. Силами нашей группы представление к званию Героя Советского Союза (правда, теперь это звание Героя Российской Федерации) командира "нашего" экипажа А.В.Иванова, "похороненное" в архивах, было "реанимировано": к настоящему времени оно подписано Министром обороны Сергеевым. А от его подписи до окончательного утверждения награды Президентом России всего один шаг: документы должна рассмотреть Комиссия по государственным наградам при Президенте. Она же в прошлом году приняла подзаконный акт о нерассмотрении представлений к наградам времен Великой Отечественной. Но наш случай особый. Хочется надеяться, что многократное превышение Ивановым норм боевых вылетов, утвержденных для "автоматического" присвоения звания Героя, другие геройские действия его экипажа в тяжкий для страны 1942 год стоят больше подзаконного акта.

И последнее (но совсем не второстепенное). Наша экспедиция вряд ли состоялось бы без участия многих и многих людей, откликнувшихся на наши просьбы о помощи. Это и ветераны Дальней авиации (их 543 рубля особенно дороги), и член Союза писателей России Ю.Шишенков... Нам очень помогли Минобороны и Росвоенцентр при правительстве РФ, администрация г. Тырныауза (взявшая на себя все расходы, связанные с захоронением летчиков и приемом их родственников) и власти г. Мурома (откуда был родом летчик П.Тюнин), Центр детского и юношеского туризма Тырныауза во главе с его директором Д.Джаппуевым, рабочие Батайского ремзавода РВСН (бесплатно изготовившие памятник, установленный теперь на месте гибели экипажа) и другие. Особо хотелось бы назвать тех, кто, не считаясь ни со временем, ни с финансовыми затратами, ни с конфликтами на работе и в семье, довел дело до конца -- это бессменный руководитель нашей тургруппы Е.Крутень из Терскола, москвичи В.Люмин и Д.Маслянкин, таганрожец Н.Костенко. Низкий всем поклон.

в начало  Продолжение истории "Справедливость восстановлена через 55 лет"

TopList   Rambler's Top100 Service Rambler's Top100     Экстремальный портал VVV.RU